Германский костюм

  В XVI веке Германия представляла собой раздробленные феодальные княжества, которые имели громкое наименование «Священная Римская империя германской нации». Номинально земли Германии подчинялись испанскому королю Карлу V.

  Тем не менее раздробленная Германия заняла ведущее экономическое и культурное положение среди северных стран Западной Европы, её города стали перевалочными базами для товаров, поступающих с Востока и Средиземноморья в Северную и Восточную Европу.

  Костюм жителей Германии в общих чертах был европейским, хотя разобщённость княжеств, местные особенности и сословное деление общества обусловили его своеообразие. Он был ярче французского и английского костюмов, которые имели более мягкие и светлые тона. Чисто белая одежда в Германии, в отличие от Франции, встречалась крайне редко.

  Страна вольных ганзейских городов, где оседало немало богатств, страна средневековых традиций, цехового мастерства, страна славившаяся своими ярмарками, собиравшая со всей Европы текстильные товары, создала своеобразный облик бюргера-горожанина, достоинство и богатство которого в первую очередь представлялось им самим. Массивные тяжёловесные плащи-тапперты, подбитые мехом; собранные в намертво закреплённые складки, длинные, громоздкие, стелющиеся по земле платья с многослойной и многоцветной отделкой; лихо заломленные береты огромных размеров у молодых и массивные шляпы у пожилых. Сукно, отделанное бархатом, мехом, парчой и вышивкой, соединение разных фактур и цветов – таковы вкусы Германии начала XVI века.

  Отзвуки Средневековья сохранились и в понимании красоты. Идеализированная девушка была хрупкой и нежной, как лепесток розы, с алебастровым лицом, высоким лбом и выщипанными бровями и ресницами (отголоски готической моды). Походка у неё должна быть лёгкой и воздушной, ножки маленькие, пальцы длинные и тонкие, шея лебединая, золотые локоны падать до бедер. Лицо должно хранить детски невинное выражение, взор скромно потуплен. Руки нужно держать скрещенными на груди (размахивать руками считалось признаком дурного тона). Идеaлом зaмужней женщины считaлaсь полнaя подчиненность мужу в сочетaнии с влaстностью, высокомерием и силой воли в отношении всех тех, кто стоял ниже по социaльной принaдлежности. Волосы женщины заплетали в косы и убирали под золотые сеточки или головные уборы.

  Если ещё в начале XVI века у мужчин были длинные локоны, которые падали на открытые плечи и могли быть прямыми или слегка волнистыми. Во время охоты или же путешествий мужчины носили причёску с зачёсанными назад волосами и открытыми ушами. Крестьяне и военные носили «пейзанские» причёски, которые появились ещё в период Средневековья. С 1520 года появляется короткая прямая стрижка из Италии – кольбе («стриженая голова»). В такой причёске волосы зачесывались от макушки в разные стороны – от виска до виска. Через лоб шла ровная линия, обрезанная горизонтально. Волосы сзади подстригались по кругу, при этом концы их подвивались и подгибались внутрь. Подбородок и щеки, которые до этого были совершенно гладкими, теперь обрамляются коротко и прямо подстриженными бородой и бакенбардами.

  Бороды и усы в Германии носили всегда. Но существовало одно правило – мужчины отращивали либо бороду, либо усы. Бороды были самой различной формы – остроконечные, круглые, клинообразные, раздвоенные. Среди модников встречались бороды с волосами только на одной щеке, другая же щека выбривалась. Однако такие бороды очень быстро стали предметом для шуток и вышли из моды.

  В конце столения появляются короткие стрижки по-испански, которые носят с небольшими бородами остроконечной формы.

  В Германии уже в конце XV века начала создаваться новая форма одежды, «одежда германского Возрождения». Этот процесс начался с преобразования плотно прилегающей куртки и туго натянутых штанов-чулок путем разрезания их в тех местах, где они плотнее всего облегали тело, то есть на плечах, локтях и коленях, и подкладывания в образовавшиеся прорези другой, преимущественно более светлой ткани (как бы имитируя рубаху), складки которой вздувались над прорезями. Появлением этого новшества, как утверждают, Германия была обязана ландскнехтам, вольнонаёмным солдатам, призванным императором Священной Римской империи Максимилианом I Габсбургом.

  Легенда повествует о том, как, выиграв сражение в 1477 году у войск герцога Бургундского, солдаты-победители оказались в одежде настолько разорванной, что потребовалась немедленная её починка. Принявшись за неё, солдаты в качестве заплат использовали полоски и кусочки от знамён бургундцев. Эти заплаты, появившиеся на костюмах в самых неожиданных местах, привели в восторг самих ландскнехтов; их бравый вид в пёстрых лохмотьях послужил поводом для новой вспышки моды на асимметричное пестроцветье в костюме и ленточные формы. «Разрублено и разрезано по благородному обычаю» – так называли сами ландскнехты эту отчаянно-живописную одежду, порождение истинно немецкой фантазии.

  Костюмы бравых вояк покрывались разрезами самой причудливой формы и размеров; они асимметрично располагались по всей поверхности штанов, колетов, рукавов. Вскоре разрезы распространились на все другие части одежды – были разрезаны даже широкие башмаки и новый головной убор – плоский берет. На перчатках тоже делали разрезы (для перстней). Штанины, рукава и даже сам колет могли состоять из разных по цвету половин, так что костюм получал почти что фантастическую форму.

  Костюм ландскнехтов состоял из невероятно широких сборчатых штанов, которые состояли из продольных лент, перевязанных в нескольких местах и закрепленных у пояса и колен. Между этими лентами делались напуски из ткани. Такие штаны назывались «плюдерхозе» и являлись причудливым подобием шаровар. Они потрясли воображение модников Германии и других европейских стран и вызывали различные подражания. У некоторых щёголей на их изготовление уходило до ста локтей ткани; плюдерхозе украшались вышивкой, тесьмой.

  Ленточный костюм особенно пришелся по вкусу купцам и морякам Венеции, которые одевали штаны огромной ширины и размеров. Они могли собираться из несшитых полотнищ тонкой ткани, которые поддерживались ленточным каркасом. Это был своеобразный способ контрабандного ввоза ткани или сохранения и транспортировки её в условиях сомнительной безопасности дорог того времени. Излишняя часть этой материи могла затем завязываться бантом на талии или просто быть изъятой. Это забавное изобретение на долгий период вошло в моду, хотя духовенство и магистратура выступали за запрещение таких штанов. Кроме того, стоимость их доходила до огромных размеров. На рукавах куртки также делалось множество декоративных разрезов и поскольку подкладка была меньшего размера, чем рукав, на месте разрезов образовывались буфы.

  Характерные детали новой моды – широкий берет поверх круглого чехла для волос (kalotte). Ношение больших беретов потребовало надевания маленького чепчика внутрь (чтобы берет не сваливался с головы). Береты носили самые разнообразные: маленькие и большие, с полями, опущенными и загнутыми вверх. Они делались из войлока и бархата, шились и из сукна и украшались, особенно у ландскнехтов, страусиными перьями, ладанками, амулетами и прочими сувенирами. Отголоском этого и по сей день служит обычай итальянских студентов украшать свои шляпы любыми предметами, способными уместиться на них.

  Немецкие аристократки также носили большие бархатные бареты, украшенные страусиными перьями и драгоценными брошами. Молодые же предпочитали вуали и сетки, плетённые из шнурков, часто золотых. В моде у женщин по-прежнему были светлые волосы. Особенно красивыми считались золотистые волосы, поэтому модницы обычно их высветляли. Для этого они ежедневно в течение нескольких месяцев сидели под палящими лучами солнца на крыше дома, распустив волосы и смачивая их водой с уксусом. Чтобы головные уборы лучше держались, женщины как и мужчины надевали под них плотный чехол для волос, часто в виде золотой сетки.

  И хотя испанская мода доминировала во всей Европе, создав новые изящные формы, немцы не следовали ей слепо. Богатые бюргеры, патриции больших имперских городов, стоявшие на вершине власти, создали, независимо от крайних течений солдатской моды, свою собственную одежду. Их костюм являл собой сознательное отступление от чрезмерно рафинированной элегантности придворных кругов XVI века, демонстрировала главным образом солидность, богатство, великолепие ярких красок, мужскую силу и радость жизни.

  Парадной мужской одеждой немецких феодалов и крупных бюргеров начала XVI века была «шаубе». Шаубе – это пальто с широкими плечами и воротником, короткое и обшитое мехом, с широкими и длинными рукавами в которых делались прорези для рук. Верхнюю часть рукавов делали громадным буфом. Цвет, качество ткани и отделка шаубе строго регламентировалась, в соответствии с сословным положением. Так, на красные или фиолетовые шаубе из бархата или атласа, подбитые мехом соболя, горностая или куницы, имели право только князья. Классическая одежда шаубе – это середина XV – начало XVI века. До этого в европейской моде не было даже чего-то похожего на шаубе.

  Существовало несколько разновидностей шаубе, но наиболее известную шаубе Лютера, которую носили до 20-х годов XVI века. Она представляла собой длинную широкую одежду из сукна с прямоугольной кокеткой спереди и сзади, под которой ткань была заложена складками с длинными и очень широкими рукавами. Такую одежду носили ученые. В XIX веке её крой стал основой для докторской мантии.

  Считается что название русской шубы произошло от шаубе. Однако русский термин на Руси зафиксирован впервые в Суздальской грамоте 1382 года и грамоте митрополита Киприана 1395 года. Можно предположить, что термин «шаубе» в Германию попал как раз из Руси а не наоборот. Но даже если термин «шаубе» родился в Германии и был адаптирован на Руси, то сам вид европейской меховой одежды с широким воротником и облогороженный на западный манер скорее всего пришел в Европу именно с Руси. Первым народом, который мог принять одежду инородцев при высшим дворе королевства были поляки. Причем не просто принять, а сделать её статусной одеждой.

  Парадной одеждой горожанина была мантия, одновременно и верхняя одежда и плащ. Отделанная мехом, широкая, внушительная, она усиливала впечатление достоинства и значительности. Мантию часто носили и женщины; у них она достигала пят.

  Другим видом верхней одежды был «вамс», который представлял собой облегающую куртку подбитую ватой, аналог французскому «пурпуэну». Под вамс одевалась рубашка из тонкого сукна. Рубаха собранная на груди в мелкие складки, закрывала глубокий вырез куртки и завязывалась на шее. К куртке, которая до этого была верхней одеждой, добавляются длинные, до колен, полы, собранные в складки, и широкие рукава, часто со шнуровкой, с разнообразными разрезами и буфами.

  Штаны представляли собой, обычные для того времени чулки, закрепленные на поясе. Некоторые носили непристойно огромные мешочки, прикрывающие их гениталии. Анекдот XVI века повествует о молодом человеке, «который в пылу оживленной беседы с несколькими дамами зацепил своими штанами за гвоздь и оттуда посыпались отруби, а штаны внезапно опали, к ужасу их владельца и радости дам».

  Важным новшеством стали отделенные друг от друга штаны и чулки, а также подвязки под коленями. Поверх штанов носил «фальтрок» – лёгкую верхнюю мужскую одежду XVI века, состоящую из прямого прилегающего лифа и широкой юбки в складку. Его надевали через голову или делали застежку сбоку.

  Массивные тяжеловесные плащи-тапперты, подбитые мехом; длинные, громоздкие, стелющиеся по земле платья с многослойной и многоцветной отделкой; лихо заломленные береты огромных размеров у молодых и массивные шляпы у пожилых. Сукно, отделанное бархатом, мехом, парчой и вышивкой, соединение разных фактур и цветов – таковы вкусы Германии начала XVI века.

  До середины XVI века мужчины носили плоские башмаки с широкими короткими носками и разрезом сбоку. Такой фасон немцы называли «кухмейлер» – «коровья морда» или иначе – «медвежья лапа». Эти широконосые башмаки немцы носили с полосатыми чулками. Во второй половине XVI века вошли в моду остроносые туфли, покрытые разрезами, а в конце века появились каблуки и жёсткая подошва. Знать и богатые бюргеры защищали от грязи свои нарядные туфли, надевая поверх них ещё одни на деревянной подошве – к ним надевали трикотажные венецианские чулки. Крестьяне и мелкие ремесленники носили обувь из грубой кожи и чулки из грубого холста. В Германии, в отличие от Венеции и Франции, деревянные подставки для женской обуви не имели успеха.

  На руках носили перчатки. Как особый вид перчаток появились широкие и длинные, до локтя, рукавицы из сукна или кожи.

  Под влиянием Реформации одежда становится строже, все начинают избегать роскоши и предпочитать тёмные одежды из скромного сукна или камлота – плотной материи из шерсти, смешанной с шелком. С 1530 года мужчины закрывают шею глухой гофрированной рубашкой или брыжами или просто носят закрытый камзол, ворот которого застегивается на пуговицы или зашнуровывается. Камзол обыкновенно плотно прилегает к телу и оканчивается внизу пышной, уложенной в складки баской. Рукава делаются широкими, часто со шнуровкой, с разнообразными разрезами и буфами.

  К середине XVI века одежда немецких горожан отчасти теряет свою внушительность и основательность, становясь более элегантной.

  Широкий мужской берет становится более узким и жёстким. Украшения беретов мало изменились, лишь с временем отказались от отделки перьями. Появились различной формы шапки с меховой опушкой. Интересно, что мужчины снимали головной убор только в церкви. Воротник рубахи и у мужчин, и у женщин становится более высоким и узким, образуя плотную оборку – прототип более позднего слоёного воротника. Борода утрачивает свою почтенную широкую форму, становится острее и удлиняет лицо. Мантия шьётся широкой с большими вздутыми рукавами, с мощными отворотами и значительно короче, застегиваясь на груди.

  Богатые и знатные люди Германии XVI века любили украшения из драгоценных металлов и дорогих камней. Особой популярностью пользовались золотые массивные цепи, колье, перстни, кольца. Перстни носили на всех пальцах обеих рук, и каждый перстень мог иметь какое-либо смысловое значение. Мужчины и женщины носили золотые чеканные колье с жемчугом, застежки и пояса, украшенные драгоценностями. Особенно распространённым мужским украшением были чёрные шнуры с подвесками в виде букв. В Германии в этот период в ювелирных изделиях применяются, помимо драгоценных камней, скорлупа кокосового и других экзотических орехов, страусовые яйца, раковины наутилусов. Большой любовью в Германии пользовались жемчуг и кораллы с перламутром.

  Хотя роскошь в Германии была очень значительна, она не достигала таких масштабов, как в других странах.

  В начале столетия в женской одежде Германии ещё сохранялись особенности позднеготической моды: юбки без каркаса, длинные мыски по низу рукавов женского платья котт, волосы спрятаны под головной убор. В целом женская мода достойно дополняла мужскую. Женский костюм первой трети XVI века имел такой узкий лиф и узкие рукава, что фигура казалась спеленатой. Женщины носили рубашки из тонкого полотна с вышитым стоячим воротником и две юбки – одну поверх другой, часто с длинным шлейфом. Богатый парадный костюм шился чаще всего из красного бархата, лиф украшался вышивкой, а длинная, до самого пола, юбка со шлейфом или обшитая внизу широкими полосами бархата, падала вертикальными трубчатыми складками. Приличия требовали, чтобы ступни не были видны. Декоративные разрезы на рукавах костюма ландскнехтов оказал влияние не только на мужскую одежду, но и на женскую, – просвечивала подкладка. Поскольку подкладка была меньшего размера, чем рукав, на месте разрезов образовывались буфы.

  На платьях знатных дам было большое декольте. Во время ходьбы или танцев платье приподнимали с одной стороны, поэтому нижняя юбка богато отделывалась. В 20-е годы XVI века юбка увеличилась в объёме, лиф стал еще уже, а рукава сильно расширились книзу. Верхняя их часть украшалась буфами. В моду вошел воротник «голлер» – короткий, с высокими отворотами. В каждой местности Германии женский костюм отличался своеобразием. В качестве верхней одежды немецкие женщины в XVI века надевали «шейблейн» – короткую распашную одежду с пышным коротким рукавом, по краям отделанную мехом, похожую на русскую «душегрею».

  Женская одежда до последней четверти XVI века шилась из ярких пёстрых тканей. В моде было ношение красного цвета, как признака роскоши и богатства. Женщины и мужчины украшали свои платья и пояса бантиками и бубенчиками, поэтому немудрено, что германский костюм этого времени, увешанный бубенчиками, впоследствии сделался достоянием только шутов. И только к концу века, под влиянием испанской моды, появились одежды тёмных цветов – чёрного, коричневого, тёмно-серого, тёмно-красного и т.д.

  В период Реформации, сопровождавшейся церковными запретами в области костюма, богатство материи не изменилось, но декольте стали закрывать тончайшей рубашкой, собранной у горла. Характерным для вкуса немецких женщин является нагромождение массивных отделок в виде вышивок, поперечных полос ткани на юбках, наличие тонких плиссированных передников в уличных костюмах, коротких и длинных плащей, подбитых мехом, всевозможных чепцов и беретов, украшенных страусовыми перьями, многообразие фактур в отделке не только самого костюма, но даже и рукавов. На улице женщины появлялись в плиссированных накидках с застежками на боку, укутывающих фигуру колоколом, и в огромных чепцах, скрывающих не только волосы, но и часть лица.

  С середины XVI века женский немецкий костюм всё больше менятся под влиянием испанской моды. Прежде всего у платья появился каркас «спрингер», но в немецком варианте он создавал довольно пышные бедра. Лиф немецкого каркасного платья не имел четкой треугольной формы, присущей испанскому женскому платью. В моду вошёл гофрированный воротник, который в Германии назывался «крозе». Праздничный наряд немецкой дамы был с пышными рукавами, высоким стоячим воротником, отделанным рюшем, маленькой пелеринкой и плиссированным белым фартуком с вышивкой. Женщины как и мужчины обязаны были носить головной убор. Ходить с непокрытой головой могли только молодые незамужние девушки.

  Женщины в качестве головных уборов носили чепцы самых разнообразных форм, платки, покрывала, свернутые в виде чалмы (мода, пришедшая из Венеции). Очень часто встречались и «старые» средневековые головные уборы – «эннен» (конусовидная шляпка со шлейфом.) и «горж» (головной убор в виде трубы, расширенной книзу, с разрезом сзади). Пожилые женщины обязательно покрывали голову светлыми тканями в качестве своеобразного покрывала. Как и во Франции, в Германии большой популярность пользовались соломенные шляпы. В конце XVI веке получила распространение большая шляпа из фетра. Особенно популярна она была в Нидерландах. Поскольку такие шляпы часто встречались на картинах Рубенса и Рембрандта, то их назвали шляпа «а-ля Рубенс», «а-ля Рембрандт».

  Девушки заплетали височные косы. Замужние женщины заплетали волосы в косы и укладывали их замысловатыми фигурами вокруг головы или же над висками – типа «короны» (коса обвивалась вокруг головы), типа «баранок», «улиток» (косы укладывались в виде спирали со стороны правого и левого виска). Интересно, что в суде девушки и женщины, давая присягу говорить только правду, клялись собственными косами. Они наматывали косы на левую руку, которая клалась на грудь. Правую же руку клали на жезл судьи, который принимал присягу. С конца XVI века в немецких княжествах в моду постепенно начинают входить высокие прически по образцу испанских и французских причесок того времени.

  Женский народный костюм состоял из блузы с широкими рукавами со сборками, жилета, юбки в складку и фартука. Длина юбки варьировалась в зависимости от региона: некоторые юбки достигали земли, другие закрывали ногу лишь до икры. В некоторых регионах существовало также правило «27 сантиметров» – длина юбки должна была быть не выше высоты пивной кружки от земли, что как раз составляет приблизительно 27 см. Под короткую юбку нередко надевали по несколько нижних юбок, благодаря которым фигура становилась похожа на колокол, за которым едва можно было распознать женские формы. Ленты и украшения часто придавали не только нарядный вид, но и с точностью указывали на возраст и семейное положение женщины, также как и число нижних юбок.

  Фартуки были короче юбок на несколько сантиметров. Они также шились в крупную складку из шёлка, льна и украшались разноцветной вышивкой, лентами, кружевами. Вплоть до XVIII века, однако, существовал запрет на ношение кружев, изготовленных самостоятельно, поэтому самые искусные мастерицы не могли носить украшения собственного производства. Крестьянки покрывали голову платком. На праздник или в церковь надевался украшенный искусным узлом чёрный шёлковый платок с длинной бахромой. Основным головным убором, конечно, был чепец с украшением из лент и кружева, форм которого существовало огромное множество.

  Подобно времени Высокого Возрождения в Италии, эпоха Реформации в Германии была временем чрезвычайного разнообразия одежды. Хотя испанская мода в XVI веке проникла во многие германские княжества, но немецкий костюм не повторял испанский, а представлял скорее его смесь с ландскнехтским.